Чему учить ребенка в 3 года?
Коли вы задали этот вопрос,- «Чему учить ребёнка в 3 года?»,- значит, вы осознанно или подсознательно понимаете, что:
- Ребёнка в три года необходимо чему-то обучать,
- Кто-то должен это делать,
- Вы не знаете, чему и как его обучать, или хотите сверить свои соображения с другими людьми,
- Вы заботитесь о развитии своего ребёнка.
Я не буду рассуждать о том, каковы ваши мотивы обучения ребёнка чему бы то ни было. Эти мотивы могут быть совершенно разнообразными. Об этом я порассуждаю в одной из своих будущих статей.
Что даёт мне право писать эту статью?
В своём рассказе я буду использовать на 90% мой личный опыт, и на 10% – свой здравый смысл и имеющиеся у меня знания и умения.
Перечисляя то, чему я обучал своих детей в 3 года, я буду отмечать:
- Какие качества я хотел развить в ребёнке, обучая его чему-либо,
- Как я это делал (очень кратко, так как методики обучения – такая штука, по поводу которых можно рассуждать очень много и писать отдельные статьи),
- Что получилось в результате.
У меня трое детей. Двое взрослых,- сыну 33 года, дочке 30 лет, и один маленький, которому как раз недавно исполнилось 3 года.
Также у меня есть два младших брата, двое мужчин, каждый со своей семьёй и, следовательно, многочисленные племянники и племянницы (сейчас этим племянникам и племянницам от 14 до 25 лет).
Все эти близкие мне люди – развитые незаурядные личности. Каждый достиг в жизни чего-то: кто больше, кто меньше.
Всех их я обучал многим вещам. Я не буду рассказывать подробно о том, чему и каким образом я обучал каждого из них в отдельности. Я опишу некий собирательный образ трёхлетнего ребёнка, которого я учил и продолжаю учить.
Ребёнок в 3 года и его родители.
Я считаю, что самое ценное, что могут дать родители ребёнку – это не деньги, не материальные блага, а те качества, которые помогут ребёнку стать успешным в жизни и достичь самому абсолютно всего, чего он пожелает.
Три года – прекрасный возраст! В этом возрасте ребёнок, с одной стороны, очень осознанный. Ему можно объяснить абсолютно всё, необходимо только подобрать правильные слова. Он понимает, практически, всё. И делать он тоже может всё! И не просто делать, а сделать легко и непринуждённо. Он открыт, почти не обременён никакими шорами и шаблонами и уже обладает набором личных качеств. Именно потому, что он уже в значительной степени сформирован, обучать в 3 года не всегда очень легко, многому нужно обучать ранее, чем в три года.
В первую очередь, ребёнка необходимо обучать тому, что вы умеете делать сами. Потому что:
- никто не знает ребёнка лучше, чем родители, а знание учителем ученика многократно повышает эффективность процесса обучения,
- никто так не любит вашего ребёнка, как вы сами, а что может сделать любовь, полагаю, вы знаете,
- ребёнок никого не любит так, как своих родителей,
- у ребёнка нет большего авторитета, чем авторитет его родителей,
- вы находитесь рядом со своим ребёнком, а «географическая», пространственная близость также повышает эффективность обучения.
Чему обучать ребёнку в три года?
Иностранным языкам.
Развивают такие качества, как: настойчивость, прилежание, кругозор, грамотность, самоорганизация, способность самообучаться. Обучать детей я начинал с рождения. Со своим младшим сыном я разговариваю, читаю ему книги и всячески взаимодействую ТОЛЬКО на английском языке. Включая обучение всем остальным навыкам. Он ни разу в жизни не слышал от меня ни единого русского слова. В результате он говорит по-английски ничуть не хуже, чем по-русски. Он обращается ко мне исключительно на английском, а к остальным людям – на русском. Он свободно смотрит мультики на английском. Ни малейшего отторжения от английского языка я не наблюдаю.
Мастерить с использованием различных инструментов (касается, в первую очередь, мальчиков).
Развивает трудолюбие, сноровку, мелкую моторику и координацию движений, соображение и прочее. Я учу сына пилить, колоть дрова, резать, мерять рулеткой, забивать гвозди, откручивать-закручивать болты, шурупы, гайки и что там ещё приходится делать в домашнем хозяйстве. Он с огромным удовольствием любит держать в руках инструменты и материалы и работать с ними.
Проводить работы в саде-огороде:
Копать, сажать, собирать, поливать, а также избавляться от различных вредителей: от жуков до кротов. Развивает трудолюбие, любовь к земле, к растениям и живым существам, взаимопомощь. Он просто работает со мной. Работает, конечно, сильно сказано… Для большинства родителей это выглядит, скорее, как мешает. И в этом нужно быть очень терпеливым: не прогонять ребёнка, давать ему орудия труда, не бояться причинённого им мелкого ущерба и часто переделывать за ним.
Такой подход важен и при обучении ребёнка многим другим навыкам: готовка пищи, уборка дома и т. д. Сейчас он знает, что труд необходим. Он не вычленяет труд в отдельную категорию, не противопоставляет его развлечениям (как, собственно говоря, и я сам). Для него не имеет значение, чем заниматься: играть в прятки, дурачиться или забивать гвозди и носить вещи. И это, и то – интересно и увлекательно.
Выживать в природных условиях, в частности, в лесу.
Собирать грибы и ягоды, разводить костёр и жарить на костре еду, ставить палатку, ориентироваться в лесу, нести за спиной рюкзак с вещами, разбивать лагерь для отдыха. Развивает любовь к природе, любознательность, смелость, ответственность, терпеливость. Обучаю я всему этому, что называется, «в бою». Просто ребёнок ходит со мной и делает всё со мной. И я его не отгоняю, не говорю «Не мешай!», а позволяю всё это делать (это очень важно!).
Читать книги, любить и понимать произведения искусства, танцевать, слушать музыку, декламировать стихи.
Развивает память, любовь к творчеству, понимание мироустройства, умение излагать свои мысли и многое другое. Мы вместе рассматриваем фотоальбомы и альбомы с репродукциями картин и скульптур, читаем книги, учим стишки, фотографируем и снимаем кино, танцуем, поём. Ему очень нравится делать всё это. Читать он ещё не умеет, но, судя по всему, скоро научится.
Различные физические (традиционные) навыки, как-то: плавание, бег, катание на велосипеде, лазание по деревьям, делать разнообразные физические упражнения. Как и при обучении другим навыкам я просто-напросто всё это делаю вместе с ним. Он растёт энергичным, бодрым, ловким, сильным. Я вижу, что ему нравится быть таким.
Заниматься домашним хозяйством и самообеспечение. Сюда включены совершенно разнообразные навыки: уборка дома, приготовление пищи, различный ремонт, покупка чего бы то ни было, в общем, всё то, что мы с вами делаем в повседневной жизни. Развивает житейские навыки, способность быть самодостаточным (в плане выживания). Он либо уже умеет это делать, либо находится в процессе обучения.
Разбираться во взаимоотношениях между людьми.
Развивает способность находить общий язык с разнообразными людьми, совместно решать различные задачи, управлять, достигать желаемых целей. Я объясняю ему, что есть семья, родственники, друзья, соседи, незнакомые люди, сотрудники, гаишники, наше правительство и прочее. Он знает, что лучшие друзья и самые надёжные люди для него – это мама и папа. Учиться по-разному разговаривать с разными людьми и в разных обстоятельствах, входить в разные роли, применять различные техники переговоров (чуть не сказал – «техники продаж»). Он понимает, как надо себя вести для того, чтобы получить то, что он хочет, применяя разный подход к разным людям.
Решать жизненные задачи.
Эти задачи – самые разнообразные. В первую очередь, это – задачи выживания в городских и загородных условиях. Я ставлю ему задачи (а иногда он и сам себе их ставит), которые он должен решить, и он их решает. Например, задача правильно перейти дорогу в городе. Или задача купить себе киндер-сюрприз. Или задача добраться из пункта А в пункт Б. Развивает умение мыслить, логически рассуждать, настойчивость, целеустремлённость. Не скажу, что он справляется со всеми задачами. Но задачи продолжают поступать, и решать их приходится. По большей части с радостью и интересом.
Развивать свои качества и управлять собой.
Я имею в виду постоянно приобретать новые умения, уметь САМОМУ развивать свои качества, контролировать свои эмоции. Как я это делаю? Да просто рассказываю ему о тех качествах, которые помогут ему в жизни достичь всего, чего он захочет. О таких качествах, как: смелость, трудолюбие, логическое мышление, настойчивость, сила воли, целеустремлённость, самоорганизация и самообучение, ответственность, внимательность, умение вести переговоры, терпеливость. Я ему объясняю, для чего ему понадобится каждое из этих качеств, в чём именно они могут помочь в жизни, привожу примеры. И я вижу, что у него есть стремление «соответствовать».
Запланированный объём данной статьи не позволяет мне рассказать о других мелких и не очень умениях и навыках, которым я обучаю своего ребёнка. Возможно, я сделаю это в многочисленных других статьях.